КАК СНЯТЬСЯ С УЧЕТА У ПСИХИАТРА ИЛИ ПОЛУЧИТЬ ПРАВА
ЛК-помощь не обязывает к обязательному посещению психиатра, и часто ничего не 'запрещает, диспансерное наблюдение рекомендует посещать психиатра и 'многое запрещает. ДДН дает психиатру право смотреть пациента (как и где, это - его проблема) без получения санкции судьи и обязывает психиатра освидетельствовать пациента раз в год или получить необходимую информацию о пациенте любым иным законным способом. Снятие с "динамического наблюдения" обозначает, что психиатр не видит опасности обострения Вашего состояния и Вам не нужно ходить к психиатру и принимать его назначения. Но, это не означает снятие диагноза и возможность получения разрешений и допусков. Консультативно-лечебная помощь оказывается психиатром при самостоятельном обращении пациента, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя. Если пациент не обращается в ПНД около года, его медицинская карта сдается в архив (если нет диспансерного наблюдения). Пациент, при достижении 15 летнего возраста, может написать заявление об отказе от психиатрической помощи и потребовать немедленного отправления мед. карты в архив (если нет диспансерного наблюдения). Справку о наблюдении гражданина в ПНД ("Об учете в ПНД") может потребовать только суд, военкомат, прокуратура или следственные органы если заведено уголовное дело, отделы кадров и приемные комиссии в учреждениях МВД, ФСБ, МО. Если психиатр признает пациента здоровым, а он что-то потом натворит и ему опять припишут тот-же диагноз, то к психиатру могут возникнуть вопросы в его "компетентности". Если же пациент здоров и психиатр не снимает диагноз, психиатр от этого никак не пострадает, так как он может сослаться на ремиссию пациента, да и в принципе, в психиатрии никак невозможно достоверно ни подтвердить, ни опровергнуть диагноз. Поэтому-скорее всего, никогда, ни один врач-психиатр, не возьмет на себя ответственность и не признает пациента полностью выздоровевшим!
Типовые порядки, которые соблюдаются диспансерными психиатрами для снятия самого распространенного диагноза - "шизофрения":
Это - самые быстрые сроки, которые могут растянуться. Формально, в России через пять лет, а в Украине через 3 года без обострений диагноз снять можно, но при наличии в комиссии старых психиатров (которые помнят и чтут Снежневского), это становится нереально. Состояние пациента определяется при ежегодном плановом осмотре психиатром. Как правило, речь о снятии с ДДН может идти только в том случае, если пациент регулярно посещал психиатра и выполнял все его рекомендации и не менее чем через 3-5 лет, после последнего эпизода обострения. При посещении психиатра, врач смотрит на поведение пациента и слушает рассказы о его жизни. Если психиатр видит, что у пациента есть ссоры, конфликты с кем-либо, нет полового партнера, он не заводит семью, пьет, нет работы, живет с родителями, есть тревоги, беспокойства, плохой сон или аппетит, при разговоре есть нарушения мышления, умничание не к месту, негативизм к психиатру и т.п., диагноз не снимут.
Пациент имеет законное право на любую информацию из психиатрической карточки, о своем состоянии и назначениях (ст. 5 п. 2 закона РФ "О психиатрической...и гарантиях прав..." дает это право и забирает, оставив его на усмотрение психиатра). На практике, требование получения информации встречает большое сопротивление психиатров. Суды, обычно, остаются на стороне диспансера или стационара. В целом, если действовать вежливо и настойчиво, написать заявление главному врачу, получить доступ к карточке можно, если только там Вам явно не намухлевали с анамнезом и диагнозом. Но, это может сделать прокуратура, как надзорный орган за системой Минздрава. Пациент также имеет право сменить психиатра и вообще, все те права, что и пациенты в общесоматической сети. Но психиатры "старой закалки" их не признают, что абсолютно незаконно.
Потребовать в ПНД провести психиатрическую экспертизу наперекор психиатру - может каждый, для этого потребуется только стационарное обследование. Но каждом конкретном случае - нужно действовать по обстановке, старые психиатры боятся за свое место, им проще оставить все как есть. Молодые же психиатры, чаще более дружелюбны, это как правило, зависит от кафедры. Перед началом активных действий против ПНД, лучше обойти всех психиатров, и если Вам удастся найти у кого-то из них сочувствие, попробовать перейти к нему. В ПНД, есть юрист, можно обратиться к нему, но надо помнить, что он защищает ПНД, а не Вас. Но он в любом случае даст информацию и будет помнить о законе. Отдельный разговор об отношениях с военкоматом. Даже если у Вас есть справка от врача - психиатра, что Вы здоров(а), поменять военный билет невозможно. Но военный "белый билет" не отменят, конечно - если Вы не призывник!
1. Если участковый психиатр отказывает в Вашей просьбе, то нужно идти к заведующему ПНД (психо-неврологический диспансер), это он организует ВКК, которая может снять с учета. Чтобы с зав.ПНД было легче найти общий язык, можете ему сразу довести до сведения о Вашей решимости идти до конца, до суда, в котором будете обжаловать в т.ч. и его действия или бездействия. Только нужно действовать рассудительно: спокойно, настойчиво, но без агрессии и эмоций. Попробуйте сосредоточиться на общих интересах - ни ПНД, ни Вам лишние хлопоты и проблемы не нужны. При этом нужно соблюдать правила: Вы не должны показывать поведение, которое вызовет у психиатра аналогии с симптомами психиатрических диагнозов, иначе психиатры прямо там могут навешать Вам обострение и определить на не добровольное заточение. Хорошо, если Вы придете со знакомым, который сможет подтвердить Вашу адекватность. Предварительно можно обратиться к любому платному психиатру за справкой о психическом здоровье. Эта справка не обязывает никого ни к чему, но поможет психиатрам ПНД снять с себя ответственность и покажет, что в суде у Вас будут серьезные аргументы. Если Вы не нашли общего языка, для последующих действий, нужно заведующему написать заявление с Вашей просьбой. Заявление пишется в 2-х экземплярах, один отдается секретарю, на другом секретарь расписывается в получении и он хранится у Вас. В заявлении напишите, что если у заведения нет средств для снятия копий, то Вы можете принять участие в расходах, оставьте возможные координаты - адреса и номера мобильных телефонов.
2. Если вопрос не решается, то дальше можно обращаться в суд или в прокуратуру. Какие прокуратуре потребуются документы, они сами решат и запросят их из ПНД. Для суда нужно грамотно составить исковое обращение и предоставить доказательства своей правоты. Для этого Вам нужна консультация юриста или адвоката. В прокуратуру следует обращаться, если у Вас есть основания считать, что психиатры не предоставляют Вам необходимой информации. В суд обращаются, когда все доказательства Вашей правоты у Вас уже есть. При этом нужно знать, что тем, кто хочет справедливости, в карточку пишут уточненный диагноз, что-то типа вялотекущей шизофрении с симптомами "сутяжничества".
При любом самом мелочном обращении к психиатру в ПНД, на обратившегося заводится карточка. Это уже создает проблемы в будущем. Сейчас в России, при необходимости получения справки о психическом здоровье, здоровый человек прежде должен пройти психолога, сделать ЭЭГ, пройти психиатра, а это уже означает заведение карточки. Был прием, в конце должен ставится диагноз, возможно что-то из раздела F06, а может еще и G40 пририсовали, с учетом ЭЭГ и случайной фразы про обморок. Вносить Ваши персональные данные в базу данных без Вашего согласия незаконно, ставить диагнозы без достаточных оснований (единичный прием не повод его не поставить, хотя в психиатрии обосновать диагноз выше крыши можно и за один прием, тем более, если есть выписки, карточка и т.п.)
Нормативная база:* Основы законодательства "Об охране здоровья граждан"
* Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан, при ее оказании"
Слова особой благодарности, за предоставленный материал статьи - М.Е. Тихомирову
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения".
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2009, № 48, ст. 5717) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить абзацами следующего содержания:
«водитель транспортного средства – лицо, управляющее транспортным средством, либо обучающее вождению;
работник, занятый на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, – физическое лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение работ по непосредственному управлению транспортным средством.»;
2) в статье 20:
а) в пункте 1:
абзацах втором, третьем, четвертом слова «водителей» заменить словами «работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами,»;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров лиц, принимаемых на работу по непосредственному управлению транспортными средствами, и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, а также мероприятий по совершенствованию указанными работниками навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;»;
б) в пункте 2 слова «водителей транспортных средств» заменить словами «работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами,»;
в) в пункте 3 слова «водителям транспортных средств» заменить словами «работникам, занятым на работах по непосредственному управлению транспортными средствами,»;
3) в статье 23:
а) в пункте 1 слова «в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств» заменить словами «в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и обязательном медицинском освидетельствовании не реже одного раза в пять лет водителей транспортных средств, проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) не реже одного раза в два года, предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, проведении санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у кандидатов в водители и водителей транспортных средств медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, установленных статьей 231 настоящего Федерального закона, или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, установленных в соответствии со статьей 231 настоящего Федерального закона.
При проведении медицинскими организациями обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, имеющих ограниченные физические возможности, определяются необходимость использования специальных приспособлений для управления транспортным средством, а также медицинские показания к управлению транспортными средствами с определенными конструктивными характеристиками, к управлению которыми кандидат в водители и водитель транспортного средства может быть допущен.
Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) лиц, принимаемых на работу по непосредственному управлению транспортными средствами, и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, направлено на установление наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами.»;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами, а также медицинских ограничений к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами, форма медицинского заключения по результатам обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование водителей (кандидатов в водители) транспортных средств проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части оказания соответствующих работ (услуг). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания кандидата в водители или водителя транспортных средств.
Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств с целью получения медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами осуществляется за счет финансовых средств кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Обязательные предварительные (при поступлении на работу) лиц, принимаемых на работу по непосредственному управлению транспортными средств, и периодические (в течение трудовой деятельности), предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, осуществляются за счет средств работодателя.»;
г) дополнить статью 23 пунктом 5 следующего содержания:
«5. По результатам обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители или водителей транспортных средств медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от категорий транспортных средств и их назначения.
По результатам обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, имеющих ограниченные физические возможности, в медицинском заключении, указанном в абзаце первом настоящего пункта, дополнительно отмечаются сведения о необходимости использования специальных приспособлений для управления транспортным средством, а также медицинские показания к управлению транспортными средствами с определенными конструктивными характеристиками, к управлению которыми кандидат в водители и водитель транспортного средства может быть допущен.»;
д) дополнить статью 23 пунктом 6 следующего содержания:
«6. В случае выявления у работника, занятого на работах по непосредственному управлению транспортным средством, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, он направляется на медицинское обследование с целью подтверждения или исключения наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами. Действие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами приостанавливается на срок проведения медицинского обследования.
В случае подтверждения наличия медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами при медицинском обследовании действующее медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами аннулируется.
Порядок приостановления действия, аннулирования медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
4) дополнить статьей 231 следующего содержания:
Статья 231. Медицинские противопоказания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами
1. Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются:
заболевания центральной нервной системы различной этиологии, сопровождающиеся тяжелыми когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии;
заболевания центральной нервной системы, периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания, сопровождающиеся стойкими двигательными и чувствительными нарушениями по типу верхнего парапареза;
хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
умственная отсталость тяжелая, глубокая;
алкоголизм, токсикомания, наркомания. При условии отсутствия за период медицинского наблюдения рецидивов заболевания, подтвержденных лабораторными методами исследования, у лиц, страдающих алкоголизмом, - в течение 3 лет, у лиц, страдающих токсикоманией и (или) наркоманией, - в течение 5 лет, и отсутствия признаков тяжелых когнитивных и мнестико-интеллектуальных нарушений, указанные лица допускаются к управлению транспортными средствами;
заболевания сердца с выраженным нарушением проводимости (полная атрио-вентрикулярная блокада, синдром слабости синусового узла), пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики, в случае отсутствия эффекта от медикаментозного и (или) хирургического лечения;
аневризмы с расслоением отделов аорты и магистральных артерий;
рецидивирующая эмболия кровеносных сосудов (тромбоэмболическая болезнь);
хронические болезни глаза и его придаточного аппарата сопровождающиеся значительным снижением функции зрения (с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ниже 0,2 на другом глазу), препятствующие зрению или ограничивающие движения глазного яблока; упорное, не поддающееся лечению слезотечение; ограничение поля зрения более чем на 20 градусов.
2. Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами и определяемые в зависимости от них категории, конструктивные характеристики и назначение транспортных средств, а также перечень специальных приспособлений для управления транспортным средством устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;
5) абзац первый пункта 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
«1. Лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. При наличии медицинских ограничений к управлению транспортными средствами у лица, желающего получить право на управление транспортными средствами, допуск к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительского удостоверения указанному лицу осуществляется с учетом имеющихся медицинских ограничений.»;
5) пункт 1 статьи 28 изложить в следующей редакции:
«1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
истечение срока действия водительского удостоверения;
наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, а в отношении отдельных категорий, назначения и конструктивных характеристик транспортных средств - наличие медицинских ограничений;
лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27,ст. 2700, ст. 2708, ст. 2717; № 46, ст. 4434, № 50, ст. 4847, ст. 4855; 2004,№ 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 9, ст. 13; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077, ст. 1079; № 17, ст.1484; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, ст. 2721; № 30, ст. 3104, ст. 3131; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776;№ 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, ст. 3438,ст. 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21,ст. 29; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31,ст. 4007,ст. 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 19, ст. 2276; № 23,ст. 2759; № 26, ст. 3120, ст. 3122; № 29, ст. 3642; № 30, ст. 3739; № 52,ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 15, ст. 1743; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416, № 30, ст. 4006, ст. 4007; № 31, ст. 4164, ст. 4206, ст. 4207, ст. 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011 № 1, ст. 23, ст. 54) следующие изменения:
1) главу 12 дополнить статьей 12.38 следующего содержания:
«Статья 12.38. Нарушение порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств
Нарушение порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, установленного в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;
2) в части 1 статьи 23.1 слова «статьей 12.35,» заменить словами «статьями 12.35, 12.38,»;
3) пункт 18 части 2 статьи 28.3 после слов «частью 1 статьи 19.4» дополнить словами «, статьей 12.38».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 суток со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации